История | Работы | Литература | Новости | Сотрудники | Услуги | Каталог | Разное | Связь | Ссылки |
литературный проект |
путеводитель по информационным ресурсам |
мир книг и мир в книгах |
грант-Internet ... |
Путеводитель
по информационным ресурсам библиотек
для младших школьников города и села Участие
Республиканской детской библиотеки в
создании корпоративной библиотечной
системы Республики Карелия «Морошковые поляны Баренцева региона»-литературный проект для детей и юношества.
|
||||
Путеводитель
по информационным ресурсам библиотек
для младших школьников города и села Для
того, чтобы ребенок смог
адаптироваться к жизни в
информационном обществе, он должен
научиться самостоятельно
добывать недостающие знания,
связанные с учебными предметами,
миром увлечений или задачами
повседневной жизни. Для успешного
решения этой задачи необходимо, чтобы
были скоординированы усилия всех
звеньев непрерывного образования и
библиотек. Анкетирование
183 учащихся 2-5 классов городских и
сельских школ Карелии показало, что
большинство детей плохо представляют
себе возможности систематического
каталога, совсем не
знают о существовании тематических и
рекомендательных картотек, мало
внимания обращают на словари и
энциклопедии. Большое число
школьников предпочитает не искать
информацию самостоятельно, а
обращаться к библиотекарю. Особенно
большие затруднения при поиске
информации возникают у сельских
школьников. Таким образом,
подтвердилось наше предположение о
том, что уровень информационной
культуры детей довольно низкий.
Главная причина этого - отсутствие в
школах республики комплексного
курса "Информационная культура"
(см. Приложение). В ряде школ даже не
проводятся специальные уроки по
библиотечно-библиографическим
знаниям, нет и необходимой учебно-методической
литературы для детей, учителей и
библиотекарей. Эту проблему можно
решить только совместными усилиями
школы и библиотеки. Цель
проекта: 1
Разработка путеводителя по
информационным ресурсам библиотеки
для детей на основе новых
информационных технологий. 2.
Апробация путеводителя в школах г.
Кондопоги и района. Задачи
проекта: •
Научить детей, живущих в районах
республики Карелия,
пользоваться информационными
ресурсами библиотек, что, в свою
очередь, будет способствовать
формированию их информационной
культуры, логического и
алгоритмического мышления. •
Обеспечить библиотекарей детских и
школьных библиотек учебным пособием,
которое поможет им как в обучении
детей, так и при решении конкретных
поисковых задач. •
Повысить качество обучения детей
русскому языку, чтению, риторике, информатике. Путеводитель
в наглядной форме даст представление
о целостности информационной среды
детской и школьной библиотек. Он
познакомит детей с составом справочно-поискового
аппарата библиотеки, с видами и
структурой словарей, энциклопедий,
структурой книги, с алгоритмами
поиска информации по запросам. В
пособии предусмотрены задания для
детей в игровой форме. Путеводитель
имеет две версии: -
традиционную (на печатной основе) -
электронную (компьютерный
путеводитель) Путеводитель на
печатной основе может
использоваться практически во всех
школах республики, компьютерное
пособие доступно только тем районным
и сельским школам,
в которых имеются компьютерные классы.
Использование компьютерного
путеводителя обеспечит
индивидуализацию обучения,
повысит познавательную
активность детей и мотивацию обучения.
Путеводитель будет полезным при
обучении русскому языку, чтению,
иностранному языку, а электронная
версия - еще и информатике. Она
составит основу будущего
компьютерного учебника. Очевидно, что
для работы с компьютерными
документами дети должны будут
предварительно познакомиться с
компьютером и освоить необходимую
прикладную программу. В перспективе
на основе электронной версии будут
созданы Web-документы для
использования в сети Интернет в целях
дистанционного обучения детей. Оценка
эффективности проекта Оценка
проекта будет осуществляться по двум
направлениям: 1.
Оценка качества путеводителя на этапе
проектирования и разработки
проводится экспертами - библиографами
и педагогами (см. п.3 и п.5). 2.
Апробация путеводителя учителями
младших классов г. Кондопоги и района (см. п.7).
Финансирование
проекта будет поддержано
Министерством культуры РК. Дальнейшее
развитие проекта
Развитие
проекта будет проходить по
направлениям: 1.
Разработка Web-документа 2.
Разработка компьютерного учебника 3.
Пропаганда путеводителя в целях
использования его в школах и
библиотеках других регионов
республики. Краткая
характеристика участников проекта
Витухновская
Алла Александровна -
доцент кафедры информатики
Карельского государственного
педагогического университета.
Образование высшее, кандидат
педагогических наук. Стаж работы 33
года. Степень участия в проекте: руководство
проектом, составление плана работы по
проекту, организация и участие в
экспертизе, анализ реализации
отдельных этапов и проекта в целом,
разработка компьютерной версии
путеводителя. Васильева
Лариса Анатольевна -
главный библиограф отдела справочно-библиографической
и информационной деятельности
республиканской детской библиотеки.
Образование высшее, стаж работы 14 лет.
Степень участия в проекте: проектирование
пособия, изучение информационных
ресурсов библиотек, разработка
сценария путеводителя, координация
деятельности
библиотек, реализация
путеводителя в традиционной форме,
организация Шатилко
Юлия Юрьевна,
бухгалтер РДБ, образование среднее
специальное, стаж работы 1 год. Степень
участия в проекте - приобретение
техники, составление финансовых
отчетов. Завуч
средней школы г. Кондопоги. Степень
участия в проекте - координация работы
между РДБ, библиотеками и школами г.Кондопоги
и Кондопожского района. Организация и
проведение апробации путеводителя в г.Кондопоге. Преподаватели педагогического университета (2 человека); библиографы РДБ (1 человек). Участие в проекте - экспертиза сценария и компьютерного путеводителя Министерство
по делам федерации, национальной и
миграционной политики РФ участие
в федеральной целевой программе «Дети
Севера» 1.
Наименование раздела
«Развитие культуры» 2.
Название предлагаемого проекта
«Мир книг и мир в книгах» 3.
Организационная информация
Организация, от которой подается
заявка: Министерство культуры Республики Карелия Перечень
государственных и негосударственных
организаций, участвующих в проекте: Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия Министерство социальной защиты Республики Карелия Комитет по национальной политике РК Публичные
(общедоступные) библиотеки Республики
Карелия Общественные
организации: Карельский
Союз защиты детей Организация
родителей детей-инвалидов "Особая
семья" Центр
социально-педагогической
реабилитации детей с ограниченными возможностями
"Благодать" И
другие общественные организации
районов и городов республики,
работающие с" детьми.
Руководитель
проекта
Калашник Татьяна Николаевна -
Министр культуры Республики Карелия Ответственный
исполнитель проекта) Дыбина
Наталья Андреевна
- директор. Республиканской
детской библиотеки Авторская
группа. Контактная информация Республиканская
детская библиотека 185035, г.
Петрозаводск, пр. Ленина,! Илюшина
Наталья Ивановна - главный
библиотекарь, тел. :(814-2)76-96-90 Национальная
библиотека Республики Карелия 185670,
г.Петрозаводск, ул. Пушкинская, 5 Брус
Галина Анатольевна - гл. библиотекарь,
тел.: (814-2) 77-61-25 Центральная
городская детская библиотека
Петрозаводской ЦБС 185020, г.
Петрозаводск, ул. Л.Чайкиной, д.9
Иванова Наталья Викторовна - зам.
директора по работе с детьми, тел.:
(814-2)74-18-23 4.
Сроки осуществления проекта
- 2001-2002 гг. 5.
Основная проблема, решаемая с помощью
данного проекта Низкий
уровень доходов семей, не позволяющий
отправлять детей в места отдыха, и
нестабильные климатические условия
северного лета вызывают
необходимости организации
полноценного досуга детей по месту
жительства.
, Проект
направлен на модернизацию, расширение
функциональных возможностей
библиотек, создание комфортных
условий для организации" летнего
досуга, чтения и развития творческих
способностей детей. 6.
Цели проекта:
сделать библиотеку центром летнего
досуга и чтения детей. 7.
В чем состоит новизна проекта? В
ходе реализации проекта в библиотеках,
работающих с читателями-детьми, будут
созданы условия для углубленной
работы с детьми по привитию интереса к
книге, библиотеке; реализации
творческих способностей детей,
содействия в подготовке к школе в
период летних каникул. 8.
Содержание проекта •
Оснащение библиотек игровыми
компьютерами и настольными играми; •
доукомплектование книжного фонда
библиотек по темам летнего чтения; •
разработка и внедрение тематических
конкурсных программ летнего чтения; •
организация клубов по интересам,
кружков творчества и др. при
библиотеках; •
оказание помощи летним лагерям отдыха
в организации досуга и обслуживания
детей книгой; •
проведение ' конкурса среди
библиотекарей на разработку лучшего
материала по программе летнего чтения; •
Партнерское взаимодействие с
отделами (управлениями) образования,
общественными организациями районов
и городов по организации работы
летнего чтения д досуга детей; 9.
Обоснование
федеральной значимости. Проект
предполагает координацию действий по
улучшению положения детей в условиях
северных районов. 10
Что уже сделано по проекту? Центральна
городская детская библиотека
Петрозаводской ЦБС на протяжении
1999-2000 г.г. разрабатывает и
осуществляет программы «Летних
чтений» для юных петрозаводчан,
накоплен опыт проведения мероприятий
в рамках «Летних чтений».
Республиканская детская библиотека
на протяжении трех лет издает
рекомендации по проведению «Летних
чтений» для библиотек республики. Анализ
работы показал необходимость и
заинтересованность органов
образования, руководителей
общественных организаций и самих
детей в подобной деятельности
библиотек. РДБ и ЦРДБ Петрозаводской
ЦБС выступают инициаторами внедрения
данной программы среди библиотек
республики, работающих с детьми, 11.
Финансовая сторона проекта
«Морошковые поляны Баренцева региона»-литературный проект для детей и юношества. «Морошковые поляны»- часть динамичного обмена между странами Баренцева региона, который взял старт в разных областях в последнее десятилетие ХХ века. В процессе, который нацелен на наведение мостов между языками и культурами, искусство и литература играют особенно важную роль. С 1995 года писательские организации и библиотеки в Баренцевом регионе сотрудничают в различных проектах, которые имеют большое значение для более тесной взаимосвязи между национальностями и растущих знаний о культурном разнообразии региона. В этой работе дети и юношество- важные целевые группы. В сентябре 1997г. был проведен международный фестиваль детской книги в г. Мурманске, идеи и предложения которого легли в основы проекта «Морошковые поляны Баренцева региона». Проект финансируется губернскими управлениями Норботтена и Вестерботтена, Государственным культурным Советом и обществом «Культура будушего» (Швеция). Губернская библиотека Вестерботтена осуществляет административное руководство. За прошедшее время проектом «Морошковые поляны» были организованы :
23-25 февраля 2001 года в городе Хапаранда (Швеция) состоялась рабочая конференция проекта, задачей которой было оценить результаты деятельности и наметить пути дальнейшего сотрудничества. Конференция собрала около 40 представителей стран- участниц проекта. Карелию представляли от Союза писателей Сергей Пронин и Дмитрий Вересов, от библиотечного сообщества – Светлана Золотова. Литературные обзоры и их обсуждение показали, что перед писателями и библиотекарями северных стран стоят сходные проблемы; слабое издание произведений для детей и юношества, уменьшение доли чтения в структуре свободного времени подростков. На конференции были намечены основные положения по проведению Международного фестиваля детско-юношеской книги в Умео (Швеция) весной 2002 года. Писатели каждой из стран представят на фестивале лучшую детско-юношескую литературу, изданную в последние годы. Перед библиотеками поставлена задача- как можно шире ознакомить читателя с литературой Швеции, принять участие в Международном конкурсе рукописной книги «Мои ближайшие соседи – страны Баренцева региона» Мариной Лауделахти, руководителем проекта по организации летних лагерей для юных писателей, была проанализирована их деятельность. На конференции высоко оценили результаты проведения лагерей юных писателей. Лагерь 2002 года было предложено провести в Карелии. Проект «Морошковые поляны » направлен на широкие круги лиц, заинтересованных в развитии и распространении детско-юношеской литературы северных стран.
|
||||